Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

гейнсборо томас

Энциклопедический словарь

Ге́йнсборо Томас (Gainsborough) (1727-1788), английский живописец. Полные одухотворённости и лиризма портреты («Голубой мальчик», около 1770; «Утренняя прогулка», 1785) и пейзажи («Телега со жнецами», около 1771) отличаются виртуозной лёгкостью и воздушностью живописи.

* * *

ГЕЙНСБОРО Томас - ГЕ́ЙНСБОРО (Gainsborough) Томас (крещен 14 мая 1727, Садбери, Суффолк - 2 августа 1788, Лондон), английский живописец, один из лучших портретистов и пейзажистов 18 века. Полные одухотворенности и лиризма портреты («Голубой мальчик», ок. 1770; «Утренняя прогулка», 1785) и пейзажи («Телега со жнецами», ок. 1771) отличаются виртуозной легкостью и воздушностью живописи.

;Годы учения. Ранние произведения

Младший сын обедневшего торговца сукном Джона Гейнсборо, в 13 лет уговорил отца отпустить его в Лондон учиться ремеслу пейзажиста. Систематического художественного образования, однако, не получил. В 1740-х гг. некоторое время учился в Лондоне у французского гравера Ю. Гравело, познакомившего его со стилем французского рококо (см. РОКОКО) . Значительное влияние на становление собственной манеры Гейнсборо оказала живопись А. Ватто (см. ВАТТО Антуан) и знакомство с голландским пейзажем 17 в., особенно Я. Вейнантсом и Я. Рейсдалом (см. РЕЙСДАЛ Якоб ван).

В 1746 в Лондоне женился на Маргарет Бер, внебрачной дочери герцога де Бофор. Вскоре после этого вернулся в Садбери, в 1752 обосновался в Ипсвиче. Ранние портреты Гейнсборо представляют собой небольшие композиции, изображающие в пейзаже группы мирно прогуливающихся и отдыхающих провинциальных помещиков, их жен и детей («Портрет Р. Эндрюса с женой», около 1749, Галерея Тейт, Лондон; «Мистер Браун с женой», 1754/55). Мягкому и ясному душевному складу людей на портретах Гейнсборо по настроению родственны ранние пейзажи мастера, солнечные и свежие («Сад Гейнсборо», «Корнардский лес», 1748, Национальная галерея, Лондон).

В Бате и Лондоне

В 1759, в поисках более широкого круга заказчиков, Гейнсборо переезжает в Бат, модный курорт, где в его мастерскую вскоре устремилась респектабельная публика. Художник работает в имениях столичных аристократов; во время работы в усадьбе Уилтон он был поражен хранившимися там работами Ван Дейка (см. ВАН ДЕЙК Антонис), знакомство с которыми стало поворотным моментом его творческого развития. В Бате завязалась дружба Гейнсборо, ценителя и знатока музыки, с композитором Абелем и многими музыкантами («Портрет Абеля», ок. 1777; «Портрет музыканта Фишера», ок. 1788, Бекингемский дворец, Лондон). Неоднократно он портретирует своего друга - актера Гаррика (см. ГАРРИК Дэвид).

С 1761 регулярно выставляется в Лондоне, в 1768 избирается членом-учредителем Королевской Академии. В 1774 окончательно переезжает в Лондон, где король Георг III оказывает ему покровительство и явное предпочтение перед его соперником Джошуа Рейнолдсом (см. РЕЙНОЛДС Джошуа) . В 1784, рассорившись с Академией, президентом которой был Рейнолдс, Гейнсборо перестает высылать свои картины на ее выставки.

Портреты

Cтремясь угодить весьма утонченным вкусам аристократической публики, Гейнсборо вырабатывает парадный и элегантный «большой стиль», в значительной мере основанный на изучении произведений Ван Дейка, причем в образах Ван Дейка Гейнсборо прежде всего воспринимает их тонкую одухотворенность и интеллектуальность. Особым лиризмом и изяществом отмечены женские и юношеские образы на портретах Гейнсборо («Голубой мальчик» - портрет Дж. Бартола, ок.1770, Сан-Марино; «Портрет дамы в голубом», 1770-е гг., Эрмитаж); двойные портреты - воплощение нежной дружбы («Утренняя прогулка» - портрет У. Хэллета с женой, 1785, Национальная галерея, Лондон; «Портрет Элизы и Томаса Линли», 1768). Героям Гейнсборо присущи душевная утонченность, еле уловимые движения чувств, способность мечтать в уединении, на лоне природы, в кругу близких. Этой «преданностью мечтам» и искренностью чувства картины Гейнсборо близки литературе английского сентиментализма последних десятилетий 18 в.

Живописная техника

Изысканностью и виртуозной легкостью, создающей впечатление воздушности и мгновенности исполнения, отличается живописная техника в зрелых работах мастера. Он не акцентирует объема, его фигуры всегда легки и подвижны даже в самых спокойных состояниях. Он свободно набрасывает на холст чистые, звучные, словно переливающиеся одна в другую краски. Мазки, очень длинные или короткие, мелкие, то пересекаются, то образуют изломы, то ложатся параллельно, оказываясь как бы смещенными по отношению к границе формы. Такая точно рассчитанная приблизительность мазка на расстоянии от холста превращается в живое мерцание взгляда, в трепет губ, легкое колебание складок ткани. Излюбленные художником холодные голубые тона оттеняются перламутровыми переливами, гармонией оливково-серых, зеленых и серебристых тонов, необычайно богатых по звучанию.

Хотя заказы на портреты не иссякали, Гейнсборо пишет и пейзажи, полные ностальгии по несуетному, тихому, наивно-трогательному и прекрасному миру («Водопой»). Много времени отдает пейзажному рисунку, работая черным мелом, пером, кистью и акварелью, иногда по покрытым лаком листам. Охотно использует новые сорта бумаги и экспериментирует с новыми материалами, исполняет серию офортов и акватинт. Чтобы добиться необычных световых эффектов, смастерил «волшебный фонарь» с цветными стеклами. В последние годы Гейнсборо охотно писал «воображаемые сцены». В основном это идеализированные портреты крестьянских детей и крестьян («Девочка с поросятами», 1782, собрание Хауарда; «Девочка, собирающая грибы», собрание Уорда) - мягкие, нежные, даже несколько сентиментальные, они напоминают образы Мурильо (см. МУРИЛЬО Бартоломе Эстебан), одного из любимых художников Гейнсборо.

Энциклопедия Кольера

ГЕЙНСБОРО Томас (Gainsborough, Thomas)

(1727-1788), английский живописец, рисовальщик и гравер. Родился в 1727 в Садбери (Суффолк). В 1740-е годы был подмастерьем Юбера Гравло, французского рисовальщика и гравера, работавшего в Лондоне. Ранние пейзажи художника близки произведениям голландских мастеров 17 в. Например, в картине Корнардский лес (1748, Лондон, Национальная галерея) композиция и большинство деталей, мягкий серебристый свет и ощущение влажности воздуха восходят к голландским прототипам. В 1748, когда умер его отец, Гейнсборо пришлось вернуться в Садбери, а в 1752 или 1753 он переехал в Ипсуич, где нашел заказчиков среди местного мелкопоместного дворянства и духовенства. Первые портреты Гейнсборо, относящиеся к этому периоду, написаны довольно жестко и выглядят статичными. Однако художник обладал исключительным даром передачи сходства и настроения моделей, сочетая это качество со свежестью и живостью живописной манеры. Он продолжал писать пейзажи, к которым всегда испытывал особое пристрастие. Многие из них, очевидно, задумывались как декоративные панно для деревянного резного украшения над камином (две такие картины были заказаны герцогом Бедфордом в 1755). В это же время начал складываться новый стиль его портретной живописи, близкий к рококо. В 1759 Гейнсборо переехал в Бат, который был тогда модным курортом. Там его ожидало множество новых заказов, в основном от представителей английской знати. В этот период в его живописи заметно влияние утонченно-элегантного искусства Антониса Ван Дейка. Вопреки распространенной тогда практике Гейнсборо никогда не прибегал к помощи художника, писавшего драпировки; он умел великолепно передать фактуру шелков, атласа и кружев, золотого шитья и бархата. В конце 1760-х - начале 1770-х годов он написал серию больших пейзажных композиций, навеянных живописью Рубенса. Одна из самых известных - Телега с урожаем (Бирмингем, галерея Института изящных искусств Барбера). Гейнсборо участвовал в ежегодных выставках Общества художников, а в 1768 стал членом-учредителем Королевской Академии искусств. В 1774 Гейнсборо переехал в Лондон; тогда же он был избран в Совет Академии, но часто пренебрегал своими обязанностями. В 1784 он окончательно рассорился с Академией и с этого времени стал устраивать выставки своих работ в собственной мастерской в Шомберг-хаусе на Пэлл-Мэлл. Описания этих выставок опубликовал его друг Хенри Бейт. Поздние портреты живописца наполнены возвышенно-романтическим духом, их отличает утонченная и свободная манера исполнения; фон, с лесными зарослями на заднем плане, прописан широкими, непринужденными движениями кисти. Пожалуй, самый удачный из них - портрет молодой супружеской пары, получивший название Утренняя прогулка (1785, Лондон, Национальная галерея). Со временем мастер стал все больше обращаться к искусственным, "сочиненным" композициям, сооружая на столе небольшой макет, с которого потом писалась картина. В серии горных пейзажей отразился присущий его эпохе вкус к "возвышенному", а в картинах с деревенскими домиками и крестьянами - его сентиментальное отношение к сельской жизни. Гейнсборо, всегда проявлявший большой интерес к эффектам освещения, придумал "волшебный фонарь", в котором за прозрачными пластинами с живописными изображениями помещал горящие свечи. В рисунках Гейнсборо постоянно экспериментировал с новыми техниками; он достиг удивительной свободы и беглости стиля, передавая форму несколькими штрихами и работая пастелью со стремительностью и неистовством, достойными Ван Гога. Портретная живопись Гейнсборо оказала удивительно слабое влияние на искусство других художников, главным образом из-за того, что созданный им стиль был очень индивидуален и субъективен. Однако пейзажи и рисунки художника многократно копировались. Известно, что крупнейший пейзажист следующего поколения Джон Констебл восхищался его произведениями. Умер Гейнсборо 2 августа 1788.

ТОМАС ГЕЙНСБОРО. УТРЕННЯЯ ПРОГУЛКА (МИСТЕР И МИССИС ХАЛЛЕТ). Фрагмент.

ТОМАС ГЕЙНСБОРО. УТРЕННЯЯ ПРОГУЛКА (МИСТЕР И МИССИС ХАЛЛЕТ). Фрагмент.

ТОМАС ГЕЙНСБОРО. ДОЧЕРИ ХУДОЖНИКА

ТОМАС ГЕЙНСБОРО. ДОЧЕРИ ХУДОЖНИКА

"Портрет мисс Сперроу".

ЛИТЕРАТУРА

Кузнецова И. Томас Гейнсборо. М., 1963 Некрасова В.А. Томас Гейнсборо. М., 1990

Полезные сервисы